АБСОЛЮТ

Абсолют

(от лат. absolutus — безусловный, неограниченный), понятие идеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.

Термин «Абсолют» впервые был применён в конце 18 века М. Мендельсоном и Ф. Якоби, которые использовали его для обозначения категории «бога, или природы» в философии Спинозы; введён в широкое употребление Шеллингом (1800). По содержанию понятие Абсолют близко к таким понятиям, как «перводвигатель» (Аристотель), «абсолютное «Я»» (Фихте), «непознаваемое» (Спенсер) и др.

Для Гегеля высшее определение Абсолюта состоит в том, что Абсолют есть дух, прошедший в своём развитии все стадии истории природы и общества и достигший завершённости в самосознании. Ведущее значение категория Абсолюта приобрела у Брэдли и др. сторонников «абсолютного идеализма», отождествляющих её с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект в нерасчленённой форме и познаётся «непосредственным опытом». Брэдли отрицал личностный характер Абсолюта и в этом смысле считал его не «высшей реальностью», но лишь её «основой» или «предпосылкой».

Диалектический материализм, отвергая представление об Абсолюте как о неизменной и «самодостаточной» сущности, утверждает, что единственной, бесконечной и неуничтожимой основой мира является вечно движущаяся и развивающаяся материя.