ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX - XX вв.

Известно, что философское знание в Западной культуре существует в первую очередь посредством развития содержания своих ответов на вечные, поставленные во многом еще античной философией, вопросы. Меняются эпохи, развивается общество и его культура, однако эти вечные проблемы всегда остаются в центре познания. Новые времена приносят с собой необходимость нового истолкования этих проблем: развитие человеческой истории, взлеты и падения человеческой культуры, опыт бытия в целом делают актуальным осмысление прежнего опыта и на основе этого осмысления более мудрого взгляда на жизнь. Истолкование этих проблем требует все большего углубления в их собственное содержание, а, следовательно, развития в самой постановке философских вопросов. На этой основе определяются приоритеты в философском знании в новом времени и поиски ответов на запросы жизни.

Следовательно, для изучения философии каждой эпохи, а в данном случае для изучения философии второй половины ХIХ века и философии ХХ века, важно понять следующее:

  • трансформацию вечных философских проблем в этот период времени
  • социальные, научные и собственно философские истоки этой трансформации
  • и на этой основе содержание и форму тех взглядов на решение этих проблем, которые присущи философии этого времени

Каждая эпоха в философии имеет свои черты, которые необходимо видеть, однако период времени конца ХIХ и ХХ вв. для нас особенный – это время, которое непосредственно связано с современностью, это громадная эпоха, которая перерастает в ХХI век, то есть в наши дни. Изучая философию этого времени, мы входим в мир человеческого самосознания, который во многих отношениях является нашим собственным общественным и индивидуальным самосознанием, самосознанием культурно развитого современного человека.

Прежде всего, отметим, что на развитие философии непосредственное влияние оказывает осмысление результатов научного познания. Это происходит всегда. Постоянно философия обобщает успехи науки, тем самым влияя и на развитие науки, при этом обогащая собственные теоретико-познавательные концепции. На основе осмысления результатов научного познания, в первую очередь, создавались гносеологические теории всех выдающихся философов прошлого. Революционные открытия в физике последних двух столетий, прорывное развитие математических идей, биологии, химии - все это, несомненно, отразилось на философских идеях. Именно в эту эпоху появилась Периодическая система элементов Д.И.Менделеева, возникла генетика, были созданы квантовая механика, теория относительности и многое, что привело к принципиально новым взглядам на возможности науки, на связь науки и техники, на роль науки в жизни человека и общества.

Конечно, все кардинальные философские гносеологические проблемы остались по-прежнему главными: это проблемы истины, соотношения объекта и субъекта, языка познания, теории и практики и т.д. По-прежнему осталась центральной проблема познаваемости мира, новые грани актуальности приобрел и продолжает приобретать вопрос о том, существуют ли границы познания.

Вместе с тем все эти проблемы стали звучать в контексте появившихся новых научных идей и связанных с ними технических разработок, что находило многообразное отражение в различных философских учениях. Более того, поскольку философия едина в своем содержании и поскольку вся философская проблематика непосредственно связана с главными вопросами философии, прежде всего, такими, как смысл жизни человека и общества, как проблема добра и зла, то существенные изменения в науке и технике, а также истолкования этих изменений непосредственно вели к новым подходам в решении бытийных человеческих проблем.

Конец ХIХ века и ХХ столетие характеризовались также бурными историческими событиями: войнами, революциями, переворотами и пр. Осмысление философией этих событий приводило к новым теоретическим акцентам во взглядах на человеческую жизнь, ее ценность, на проблему ценностей как таковых, приводило, следовательно, к изменениям в решении основополагающих бытийных проблем.

Важно иметь в виду, что общественные перевороты, вовлекающие в исторические действия громадные массы людей и неизбежно приводящие к утрате внимания к отдельному человеку, не могли не отразиться на содержании всей духовной культуры, но в первую очередь это относится к философии, к ее влиянию на другие грани культуры. Именно в связи с этим возникла популярность, в частности в искусстве, пессимистических философских идей о безысходности жизни человека, о его непреодолимом одиночестве, о бессмысленности самого вопроса о счастье, о его недостижимости ни в какой форме и т.п.

Далее. Рассматриваемый период в развитии философии характеризуется поляризацией рационализма и иррационализма. Рационализм немецкой классической философии ХIХ столетия, в первую очередь рационализм гегелевской философской системы, вызвал иррационалистическую философскую реакцию в учениях С.Кьеркегора, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше. Вместе с тем, на основе немецкого рационализма, включая рационализм Фейербаха, и в свою очередь уже в противовес иррационалистическим взглядам в философии ХIХ века, возникла марксистская рационалистическая концепция. В значительной мере это относится и к рационалистическим позитивистским и неопозитивистским теориям, а также к комплексу разнообразных психологических и социально-психологических теорий. Что касается последних, то особенно большое влияние в ХХ веке получили идеи З.Фрейда, Э.Фромма, К.Юнга. Позитивизм ХIХ столетия, а затем ХХ века связан, в первую очередь, с такими именами, как О.Конт, Б.Рассел, Л.Витгенштейн, К.Поппер, Р.Карнап. Постпозитивизм ХХ столетия, выражающий антисциентистские тенденции в утверждающейся все в большей мере в эту эпоху философии науки представлен такими именами, как Т.Кун, П.Фейерабенд, И.Лакатос.

По целому ряду причин, прежде всего связанных с социальными катаклизмами ХХ столетия, проблема человека и его существования характеризуется не только социально-психологическими подходами в ее решении, но и иррационалистическими взглядами. Философия человеческого существования, получившая название экзистенциализма, отражена в философских трудах К.Ясперса, в некоторых идеях М.Хайдеггера, в философском и художественном творчестве А.Камю, Ж.П.Сартра. Экзистенциализм характеризовался серьезной попыткой преодолеть односторонность рационализма во взглядах на человека и общество.

Западная философия ХХ столетия включала в себя труды достаточно большого количества философов. И в настоящее время мир философии непрерывно обогащается, философы стремятся давать свои ответы на вопросы, возникающие в современной жизни.