ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (1463 – 1494)

Джованни Пико делла Мирандола – один из ярких представителей итальянского Возрождения. Идеи Пико делла Мирандола оказали существенное влияние на гуманистическую мысль Европы, во многом определив направление дальнейшего её развития. Центральное место в его философии занимают проблемы человеческого существования: свободы воли, интеллектуально-духовного развития и нравственного совершенствования.

Основные философские труды Пико Делла Мирандолы

  • «900 тезисов по философии, каббалистике, богословию»
  • «О сущем и едином», «Гептапл»
  • «Рассуждения против прорицающей астрологии»
  • «Речь о достоинстве человека»
  • (последняя является вступительным словом к «900 тезисам», однако может рассматриваться и в качестве самостоятельного произведения)

«Мы будем, если пожелаем, не ниже, чем они». Проблема свободы воли человека

Философия Джованни Пико делла Мирандолы – это учение о возвышенности человеческой природы, развиваемое им в духе античного гуманизма. Не случайно уже в первых строках своей «Речи о достоинстве человека» он приводит слова, которые приписывают Гермесу Трисмегисту – легендарному мудрецу древности: «Великое чудо есть человек!». Что придаёт особый характер человеческому существованию? Благодаря каким своим качествам человек возвышается над всеми прочими созданиями? Каковы глубинные источники человеческого духа, а также действительные основания нравственной жизни человека? Эти и другие вопросы рассматриваются итальянским философом.

Свою основную задачу Пико делла Мирандола видит в выявлении онтологических предпосылок, которые обеспечивают человеку его особое, в некотором смысле, привилегированное положение в мире. Согласно его взглядам, человек в своём интеллектуальном, духовном и нравственном развитии изначально ничем не ограничен. Он сам устанавливает для себя тот «образец», которым будет в дальнейшем руководствоваться в своих действиях. Поступки человека выявляют его скрытую сущность, определяющую человеческое бытие. Однако следует знать, что сама эта сущность есть внутренний мир человека, который не дан ему сразу, так сказать, в готовом виде, но формируется человеком постепенно в течение всей его жизни.

Вот как говорит об этом сам философ: «Тогда согласился Бог с тем, что человек – творение неопределенного образа, и, поставив его в центре мира, сказал: “Не даём мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определённого образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные”».

Таким образом, в качестве существенного основания человеческого бытия Пико делла Мирандола полагает изначальную свободу человека. Схоластический тезис о том, что «сущности вещей неизменны», может быть применим ко всем вещам и существам, но не к человеку. Для мыслителя представляется несомненным, что человек обладает независимостью в выборе для себя формы своего существования. Как «творение неопределённого образа» человек исполнен гранями разноликого бытия, он может осуществить себя во всём, стать всем, чем пожелает.

Различные виды сущего, всё, что окружает человека в мире – неодушевлённые предметы, растения, животные и пр., – действуют каждый в строгом соответствии со своей природой, которая неизменна. Напротив, человек, единственный из созданий помещён на границе многих миров, он тот, кто заключает в себе семена и ростки разнородной жизни. Какие кто будет возделывать, такие и прорастут и принесут свои плоды. «Возделает растительные – будет растением, чувственные – станет животным, рациональные – сделается небесным существом, интеллектуальные – станет ангелом и сыном Бога. А если его не удовлетворит судьба ни одного из этих творений, пусть вернется к своей изначальной единичности и, став духом единым с Богом в уединенной мгле Отца, который стоит надо всем, будет превосходить всех».

Такая свобода и подвижность человеческого духа определяет саму человеческую индивидуальность. Человек, растворяя в себе всякую сущность, независим в выборе формы своего наличного бытия. Бытие человека не может быть исчерпано до конца, ибо он сохраняет в себе возможность стать иным. Поэтому, согласно точке зрения философа Пико делла Мирандола, человек есть производное собственных усилий: он свободен как творец самого себя.

Способность к изменению и выбору своей природы, несвязанность никакими сугубо внешними обстоятельствами составляют для Пико делла Мирандола залог свободного творчества самосозидания человека, позволяют ему по отношению к самому себе выступать с той же независимостью, с какой Бог выступает по отношению к созданному им миру. Человек – «скульптор», который должен создать, «изваять» свою собственную самость, свою форму бытия – природного, общественного, интеллектуального и духовно-нравственного. Изменения, происходящие с ним, являются результатом свободного выбора им целей и смыслов своего существования и реализации их в деятельной активности.

Таким образом, по мысли философа, человек, в отличие от всех прочих существ, единственный, кто обликом своим обязан глубочайшим движениям своей души, ума и собственным деяниям своим, которые либо возвышают человека до уровня существа божественного, либо, напротив, низвергают его в пучину жизни примитивной – неосознанной, бездуховной и безнравственной. Однако в чём именно заключена такая божественность для человека? Подобно тому, как Бог есть всё, заключает в Себе мир, так и в душе человека заключён мир – мир разнообразных возможностей. У каждой человеческой души этот мир свой, особенный, так как душа свободна как суверен, она есть сама себе закон. Поскольку человек целиком властен над собой и есть результат собственных усилий, постольку он – бог, а именно: «человеческий, смертный бог».

Идея, что человек есть свой собственный «ваятель», даёт новое понимание христианской религиозной идеи богоподобия. Теперь уже не просто Бог раз и навсегда сотворил человека по Своему подобию, положив тем самым на него Свою печать. Образ и подобие Божии – это не «дар», вручённый человеку, с которого бы он мог начинать свою жизнь, но духовный подвиг, который ещё надо совершить. Как само существо свободы, её наивысший и сокровенный смысл он должен быть осуществлён самим человеком. Эта свобода означает для философа, то, что человек с самого начала не заключён в рамки детерминированного, т.е. принуждающего его к чему-либо внешним образом, бытия. Поэтому свет человеческой свободы стоит выше всякой необходимости природы и предвосхищает её.

Таким образом, у итальянского гуманиста наиболее отчётливо выражена центральная для всей ренессансной антропологии идея суверенности человека прежде всего как творца собственной сущности и бытия, причины себя и ответственного судии.

Центральное положение человека в мире

Человек как существо, которое объединяет в себе и осмысляет в едином видении то, что в мире существует отдельно, есть нечто особенное. В пятой книге «Гептапла» Пико делла Мирандола так рассуждает об этом. «В человеке же мы ищем нечто особенное, открывающее и свойственное ему достоинство, и образ божественной субстанции, не присущей более никакой другой твари. И в чём другом оно может заключаться, если не в том, что субстанция человека охватывает в себе по своей собственной сущности субстанцию всякой природы и полноту всего мироздания? Ведь подобно тому, как Бог есть Бог, не потому, что мыслит всё, но потому, что в самом себе соединяет и собирает совершенство истинной субстанции вещей; точно также и человек объединяет и связывает в полноте своей субстанции любую имеющуюся в мире природу. Между Богом и человеком различие в том, что Бог заключает в себе всё как начало всего, человек же заключает в себе как средоточие всех вещей».

Роль человека в судьбе мироздания трудно переоценить. Человек наделён разумной душой, а она в высшей степени необходима, будучи связующим звеном, без которого различные крайности, сферы бытия, высшие и низшие ступени существования – физическое и духовное, природное и интеллектуальное, материальное и идеальное, земное и божественное – бежали бы друг от друга, и мир не имел бы единства. «Земные сущности покорны человеку, небесные – ему благоприятствуют, ибо он есть связующее начало и соединение небесного и земного, которые, если только он пребывает в мире с собой, не могут не быть в согласии с ним, в самом себе устанавливающем мир и союз между тем и другим». Человеческая сущность причастна природе тех и других: даже когда устремляется к высшим, не оставляет собой низших, и наоборот, погружаясь в низины бытия (материальный мир), «не покидает вершин». Отсюда его центральное положение, которое он по праву занимает в мире.

Путь окончательного формирования человеческой сущности, равно как и генезиса образов бытия, которые складываются в смысловое единство и целостность мироздания, лежит через познание. Человек, наделён многими качествами: чувственным восприятием, разумом и духом. Благодаря их совершенному соединению в человеке, ему становятся доступны для познания различные планы бытия – мир земной (сфера чувственности), мир небесный (сфера интеллекта), мир божественный (сфера духа). Коренящееся в природе человека достоинство проявляется прежде всего в свободной деятельности разума на путях науки и знания. Но выше всех наук Пико делла Мирандола ставит философию, целью которой является «размышление над полнотой жизни». «Без философии нет человека» – утверждает мыслитель и делает вывод о том, что занятия философией – удел не избранных, но всех людей, если они хотят сохранить в себе и приумножить дары человеческой природы. «Я не стыжусь похвалить себя за то, что никогда не занимался философией иначе, как из любви к ней, и в исследованиях и размышлениях никогда не рассчитывал ни на какое вознаграждение или оплату, кроме формирования моей души и постижения истины, к которой я страстно стремился. Именно философия научила меня зависеть скорее от собственного мнения, чем от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не слышать зла, но о том, чтобы не сказать или не сделать его самому».

Заметное смещение акцента с теологии на философию как силу формирующую человеческую сущность, восхваление науки оказывается закономерным явлением в развитии рационалистических тенденций в ренессансной философии XV века. Философ-гуманист Джованни Пико делла Мирандола глубоко верит в величие разума человека, силу его созидательных способностей.