Артур Шопенгауэр (1788-1860)

Артур Шопенгауэр — крупнейший философ-иррационалист XIX века. Философское учение Шопенгауэра противостоит рационалистической философии его знаменитого современника – Гегеля. По Шопенгауэру, основой мира и человека является бессознательная воля. Центральное место в его философских размышлениях занимают проблемы взаимосвязи мира и человека, смысла человеческого бытия, возможности преодоления трагизма жизни и достижения счастья, проблемы отношения к смерти и бессмертию.

Основные произведения Артура Шопенгауэра

«Мир как воля и представление», «Об основе морали», «Афоризмы житейской мудрости».

Учение Шопенгауэра о бытии

В своем главном произведении «Мир как воля и представление» Шопенгауэр утверждал, что мир может обнаруживаться человеком и как воля, и как представление. Это основополагающее положение возникло у него в ходе анализа философии Канта, в частности учения о «вещи-в-себе», которому Шопенгауэра придал особое мировоззренческое значение. «Вещь-в-себе» Шопенгауэр отождествил с волей, которую понимает как абсолютное начало бытия. Он писал: «Так как воля – это вещь в себе, внутреннее содержание, существо мира, а жизнь, видимый мир, явление – только зеркало воли, то мир так же неразлучно должен сопровождать волю, как тень – свое тело; и если есть воля, то будет и жизнь, мир».

Итак, мир, каков он сам по себе, как «вещь-в-себе», является миром как волей. Определяя же качества, характерные воле, Шопенгауэр писал: «воля сама по себе бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв». С точки зрения Шопенгауэра, воля – подлинная сущность бытия – обнаруживается и в живой, и в неживой природе. Всемирное тяготение, магнетизм, инстинкты животных, аффекты людей – вот только некоторые формы проявления воли. Более того, по Шопенгауэру, бессознательная воля выступает в качестве внутренней сущности как истории человечества, так и отдельной человеческой жизни. Поэтому история – это «всего лишь пестрая смена одних случайных событий другими, подобная вереницам кучевых облаков на небе в ветреную погоду». Человеческая же жизнь есть постоянная тревога и страдание.

Рассуждая о мире как представлении и опираясь на философию Канта, Шопенгауэр обосновывает положение о том, что мир сам по себе, вне нашего познания для нас ничто. Поскольку мир изначально бессознателен и хаотичен, только разум человека пытается организовать и воспроизвести какой-то порядок. Мир возникает как представление, потому что так устроена познавательная способность человека. Появляются субъект и объект, пространство и время, множественность отдельных вещей и причинная связь между ними. Шопенгауэр писал: «Все, что принадлежит и может принадлежать миру, неизбежно обречено этой обусловленности субъектом и существует только для субъекта. Мир – представление». И далее: «Субъект – носитель мира, общее и всегда предполагаемое условие всех явлений, всякого объекта: ибо только для субъекта существует все, что существует».

Человек, по мнению Шопенгауэра, создает различные схемы, свою логику, которые накладывает на окружающий его мир, но тот постоянно выходит за границы всех человеческих схем и логик. Приспосабливаясь, человек на какое-то время упорядочивает этот мир, что позволяет ему достигать своих целей, но, в конечном счете, воля все сметает и поглощает. Поэтому человеческий разум очень ограничен в своих возможностях.

Учение Шопенгауэра о человеке

Понимание сущности мира как бессознательной воли определило специфику философских взглядов Шопенгауэра на проблемы человеческого существования. Его учение о человеке пессимистично. Глубочайшая и неустранимая причина трагичности существования лежит в понимании характера воли. Человек под ее влиянием все время чего-то желает. Шопенгауэр определяет человека как «сгусток вожделений». Желания никогда не удовлетворяются, а если удовлетворяются, то приносят с собой равнодушие и скуку. Кроме того, воля определяет эгоизм человека, который ведет к «отчаянной и жестокой борьбе всех против всех». Эгоизм, по словам Шопенгауэра, «проявляется самым ужасным образом». Например, забота о ближних и борьба за счастье угнетенных то и дело оказываются на поверку искательством собственной выгоды, патриотические призывы – маской своекорыстного национализма. Большинство философов стремятся не к тому, чтобы обнаружить истину, но лишь к тому, чтобы утвердить свое материальное благополучие. Жизнь людей полна нужды страха, горя и страданий. Поэтому «оптимизм, – писал Шопенгауэр, – представляется мне не только нелепым, но и поистине бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человечества».

Пессимизм Шопенгауэра все же имеет свои пределы. Он полагает, что человек способен освободиться от власти воли. Ему может помочь в этом искусство и моральное самосовершенствование.

Эстетика Шопенгауэра

Цель искусства состоит в освобождении человека от желаний и, как следствие, от страданий и горестей жизни. В эстетическом опыте человек воспринимает предмет не заинтересованно. Он начинает понимать бесполезное, т.е. то, что не связано с ненасытным желанием. Созерцая произведения искусства, человек забывает свое страдание. По мнению Шопенгауэра, искусство может дать человеку нечто большее, чем просто освобождение от страданий. С помощью искусства человек обнаруживает новые смыслы своего существования. В связи с этим особенное внимание Шопенгауэр уделяет возвышенному. Возвышенное – это сложная гамма чувств, возникающих при встрече с чем-то безграничным. Человек уже не ощущает себя центром мира. В то же время у него появляется предчувствие единства с миром, и это не подавляет, а возвышает человека.

Этика Шопенгауэра

Моральное самосовершенствование Шопенгауэр считал главным средством освобождения от страданий. Первый шаг на пути морального самосовершенствования – это признание других равными себе. «Мы припоминаем здесь, что лучший человек – тот, кто делает наименьшую разницу между собой и другими, не видит в них абсолютного не-я, - между тем как для дурного человека эта разница велика, даже огромна». Второй шаг – альтруизм. В понимании Шопенгауэра, альтруизм выражается в сострадании, в бескорыстной любви и помощи другим людям. «Не судите людей объективно, согласно их ценностям, их достоинству, обходите молчанием их злонамеренность и умственную ограниченность, ибо первая вызвала бы ненависть, вторая – презрение. Надо уметь видеть невидимое – страдания, несчастья, тревоги, и тогда нельзя не почувствовать тоски соприкосновения». Третий шаг – аскетизм. Его Шопенгауэр понимает как средство «окончательного сокрушения воли». Аскетизм предполагает безбрачие, добровольную нищету, уединенный способ жизни. Он освобождает человека от желаний, мирских и вещных связей, всего того, что мешает его покою.

Философия Шопенгауэра оказала большое влияние на формирование и развитие иррационалистической философии, явившись одним из теоретических истоков взглядов Ф.Ницше. Рассуждения Шопенгауэр о трагичности человеческого существования, критика исторического оптимизма поставили под вопрос убежденность в разумных основаниях действительности, веру в прогресс в истории человеческого общества.