Древний Египет. Введение

История Древнего Египта насчитывает три тысячелетия – от начала IIIтыс. до н.э. до конца Iтыс. до н.э. в Древнем Египте правило 30 династий фараонов. Традиционно в древнеегипетской истории выделяют три основных периода, которые получили название Древнее царство, Среднее царство и Новое царство. Эти периоды – время объединения, высокого экономического подъема и расцвета культуры Древнего Египта.

В Iтыс. до н. э. египетское государство утратило свою мощь и распалось на несколько царств. Началась полоса тяжелых длительных войн, завоеваний Египта эфиопами, ассирийцами, персами, греко-македонцами.

Несмотря на глубокую древность этой культуры, до нашего времени дошло огромное количество произведений искусства: погребальные сооружения и храмы, круглая скульптура и рельефы, настенные росписи и рисунки на папирусе, предметы декоративно-прикладного искусства. Почти во всех крупнейших художественных музеях мира есть экспозиции древнеегипетского искусства. Самым большим количеством обладает Египетский музей в Каире. Очень интересные коллекции представлены в московском Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и петербургском Эрмитаже.

Для понимания содержания и художественной ценности древнеегипетского искусства необходимо познакомиться с мировоззрением египтян, которое вошло выражение в искусстве и породило его специфические особенности.

Главной целью земного существования человека представлялось обретение им вечной жизни после смерти. Для этого требовалось, во-первых, сохранить тело в таком состоянии, чтобы души человека – жизненная сила Ба и духовный двойник Ка – могли с ним соединиться. Это обеспечивалось мумифицированием трупа и прочностью гробницы. Во-вторых, родные периодически должны были совершать жертвоприношения, а, поскольку жизнь после смерти во многом продолжала земную, умерший нуждался в еде, одежде, посуде, мебели, слугах. В-третьих, цель ритуалов заупокойного культа – магическое воскрешение умершего и сохранение его в этом состоянии.

Египтяне верили в магическую связь изображенного с изображаемым, поэтому создавали произведение искусства, в которых по возможности фиксировались внешний облик и основные этапы жизни умершего, жертвоприношения и заупокойные ритуалы. Искусство понималось как одно из средств, дарующих материальное и духовное бессмертие (характерно, что скульптор назывался «санкх», что буквально значит «оживитель»).

В первую очередь правом на бессмертие обладал земной бог – фараон, во вторую – его приближенные, богатые вельможи. Земледельцы, ремесленники и рядовые воины могли рассчитывать на бессмертие только тогда, когда их деятельность запечатлевалась в гробнице господина.

На характер искусства оказала влияние его глубокая связь с верой в загробную жизнь и божественное происхождение фараона, с древнеегипетской религией и мифологией. Не случайно до нашего времени сохранились пирамиды, а не дворцы фараонов, храмы, а не светские учреждения, изображения людей в посмертной, а не земной жизни. Это объясняется превосходством в системе ценностей древних египтян вечной жизни перед временной, выбором для ее воплощения более долговечных материалов и форм, многочисленностью погребальных и храмовых произведений изобразительного искусства, которые считались столь же реальными, сколь и их прообразы.

Такое искусство предполагало особую связь с людьми в храмах и было вовсе недоступно для них в гробницах, входы которых замуровывались после того, как туда помещали умерших. Погребальные произведения искусства никто не должен был видеть (и не увидел бы, если бы не пытливость археологов, начавших в XIXвеке исследование египетских захоронений). Они предназначались для той особенной жизни в темноте наглухо закрытой могилы. Естественно, это порождало образы, отличавшиеся от обычных зрительных представлений о разворачивающейся во времени и пространстве повседневной жизни. Поскольку произведения искусства выражали смыслы высшей жизни, правила, которыми пользовались для их создания, начинали восприниматься как священные, т. е. неизменные. Важнейшая черта древнеегипетского искусства – следование традициям в течение нескольких тысячелетий. Однако подчиненность канонам не исключала развития искусства, отражавшего исторические изменения, знавшего художественные школы и гениальные дарования.

Основой древнеегипетского изобразительного искусства и письменности была пиктография (рисуночное письмо). Отделение письменности от искусства в Древнем Египте не привело к потере связи между ними. В письменности использовались рисунки. Искусство, как и письменность, имело знаковую природу. Почти в каждом произведении объединялись изображения и надпись. Их союз обусловливался общностью цели – закрепить и сохранить в знаке жизнь.

В Древнем царстве архитектурные сооружения в основном представлены гигантскими усыпальницами фараонов – пирамидами (недаром данный период часто называют «эпохой строительства пирамид»). К Новому царству форма захоронения фараонов меняется: гробницы для большей сохранности вырубаются в скалах отдаленных ущелий. Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов; дворцы фараонов строились в расчете на одну жизнь и поэтому почти не сохранились.

Статуи умерших стали помещать в гробницы, чтобы заменить тело в случае его порчи (способ мумификации первоначально не отличался совершенством). Скульптурные изображения фараонов устанавливались не только в гробницах, но и в погребальных храмах, а в период Нового царства – и в общегородских храмах, посвященных богам. Лицо заупокойной статуи, с одной стороны, должно было напоминать умершего, чтобы его души могли найти свою земную оболочку и вселиться в нее. С другой – ему надлежало соответствовать безвременности загробного существования, быть чуждым земным волнениям, открытым свету иного мира и полным величия вечности.

Для долговечности статуи египтяне использовали твердые породы камня – розовый и черный гранит, диорит, зеленую брекчию, шифер, алебастр, красный песчаник, белый турахский известняк. Для создания круглой скульптуры также употребляли хорошо сохраняющиеся породы деревьев – кипариса и кедра. Реже статуи делались из кованых пластинок бронзы, которые накладывались на деревянный остов и скреплялись гвоздиками. Для статуэток малого размера иногда использовалась слоновая кость.

Ценнейший источник изучения культуры Древнего Египта – настенные рельефы и росписи. В Древнем царстве большее распространение получили раскрашенные рельефы, росписи чаще стали использовать в период Среднего и Нового царств. Рельефы и росписи подчинялись одним художественным канонам. Декорации стен храма и гробницы объединялась общей идеей: каждый сюжет вплетался в другие, и они устремлялись к главному месту в храме или гробнице. Редко всю стену занимала одна сцена, чаще пространство делилось на несколько отдельных поясов (регистров), расположенных один над другим, представляя серии сменяющих друг друга сюжетов.

В Древнем Египте встречается три типа рельефа: выпуклый, вогнутый и врезной, иногда они соседствуют в одной композиции. Роспись осуществлялась минеральными красками (белая добывалась из известняка, красная - из красной охры, черная - из сажи, зеленая - из тертого малахита, синяя – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой охры).

Театральное искусство в форме мистерий (религиозных драм) зародилось в Древнем Египте. Музыка и танцы в отличие от произведений изобразительного искусства и литературы до нас не дошли. Источниками для их изучения служат произведения изобразительного искусства, памятники материальной культуры (в том числе сохранившиеся музыкальные инструменты) и письменные тексты.

Хронологическая таблица.

XXVIII – XXIIIвв. до н. э. – Древнее царство (3 – 6-я династии).

XXII – XVIIIвв. до н. э. – Среднее царство (11 – 12-я династии).

1580 – 1085 гг. до н. э. – Новое царство (18 – 20-я династии).

Автор: Галина Зубец